МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, с целью ее реализации , с учетом возрастных особенностей детей в МКДОУ создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.
Здание МКДОУ "Детский сад № 18"
Год постройки: 1963
Тип строения: кирпичное, отдельно стоящее здание
Этажность: 2 этажа
Площадь (кв.м.): 1036 кв.м
Благоустройство: централизованное водоснабжение, канализация, отопление, произведена 100% замена оконных блоков на пластиковые оконные конструкции.
Материально-техническое обеспечение помещений МКДОУ "Д/с № 18"
1. Групповые помещения групп с отдельными спальнями (6 групп)
Групповые помещения оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом.
2. Коридор детского сада:
Информационные стенды, стенд "Дорожная безопасность", стенд "Безопасность", витрина для тематических выставок, галерея детских работ.
3. Музыкально-спортивный зал
Пианино «Ритм», музыкальный центр, детские музыкальные инструменты шумовые (звенящие, деревянные), стулья детские, стул взрослый, костюмы взрослые, детские, атрибуты для инсценировок, наборы кукольных театров, ширма, маски, тематическое оформление к праздникам, учебно-методическая литература, фонотека.
4. Физкультурный зал
Спортинвентарь, спортивный уголок, шведская стенка, маты, мягкие спортивные модули, детские силовые тренажеры, пианино "Ритм".
5. Кабинеты логопедов
Дидактический материал, коррекционно-педагогическая литература, учебно-методические пособия, игрушки, шкаф, стол детский, стул взрослый, стул детский, настенное зеркало, магнитная доска, действующая документация, методические наработки педагогов, архив.
6. Кабинет заведующего
Шкафы, сейф-шкаф, стол, стулья, компьютер, принтер, сканер, ксерокс, телефон, действующая документация, архив.
7. Методический кабинет
Программно-методическое обеспечение, библиотека методической литературы, действующая документация, методические наработки педагогов, архив, компьютер с выходом в интернет, принтер, сканер, стол, стулья, цифровой фотоаппарат, видеокамера, ламинатор, мультимедийный проектор, экран, информационный стенд, интерактивная приставка, документ-камера, песочный стол.
8, Кабинет завхоза
Шкаф, стол, стулья, компьютер, действующая документация.
9, Медицинский кабинет, изолятор
Картотека, медицинская документация, компьютер, ростомер, медицинские весы, медицинский инструментарий, детская кушетка, стол, шкаф медицинский, умывальник, унитаз, хозяйственный шкаф, бактерицидная лампа.
10, Прачечная
Стиральная машина, ванна, электроутюг, электроотпариватель, принудительная вентиляция, хозяйственный шкаф, моющие средства.
11, Пищеблок
Электроплита, жарочный шкаф, электрическая мясорубка, холодильники бытовые, морозильная камера, протирочная машина, принудительная вентиляция, водонагреватель, кухонное оснащение, нержавеющие мойки, нержавеющие разделочные столы, весы, металлический стеллаж.
12, Кабинет кладовщика
Стелажи, холодильники бытовые, морозильная камера стол, стул, электронные весы
Характеристика предметно-развивающей среды в групповых помещениях
Развивающая среда в детском саду построена с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
При этом, размещение материала связано с трудностями пространственного характера: ограниченность групповых помещений, которые не должны быть перегружены предметами, давая детям возможность проявлять свободную активность. Решением, позволяющим использовать ограниченное помещение наилучшим образом, представлено принципом комплексирования и свободного зонирования.
В групповых комнатах оформлены различные центры, в которых материалы располагаются в разных функциональных пространствах и оснащаются разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей.
Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.
Познавательно-речевое направление развития детей
Центр познавательно-исследовательской деятельности
Дидактические игры по познавательному развитию. Материалы и оборудование для детского экспериментирования с водой, песком, глиной. Природный материал: шишки, косточки, ракушки, семена клёна. Модели, схемы. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике и др.). Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Картинки-путаницы, картинки-загадки. Пиктограммы. Наборы разрезных картинок на 4-8 частей. Художественная и познавательна литература. Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный материал. Стихи, рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Иллюстрации и картинки по времена года, частям суток. Книги, иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и время года. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме). Книги и иллюстрации о сезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (Маршак, Барто и т.д.). Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.). Дидактические игрушки (пирамидки, цилиндры, формы - вкладыши, матрёшки). Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки, киндер-сюрпризов и т.д. с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и пр.). Комплект геометрических фигур разных размеров, окрашенных в основные цвета. Цифры на кубиках. Книги по математике о числах первого десятка. Числовой фриз. Счёты. Настольно-печатные игры математического содержания. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы, геометрические вкладыши. Трафареты-обводки (геометрические фигуры). Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал), счетные палочки. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).. Логико-математические игры типа «Сложи узор», «Геометрический паровозик», Предметные картинки с изображением разного количества предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д. Стихи, рассказы, сказки, в которых присутствуют числа. Всевозможные конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический. Образцы. Мелкие игрушки. Наборы строителя разного цвета и размера (большой, маленький. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
Центр художественной литературы и развитие речи.
Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам. Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, книги писателей и поэтов. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Дидактические игры. Иллюстрации. Произведения художественной литературы по программе. Познавательная литература. Любимые книжки детей. Книжки-игрушки. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, грамматическому строю; развитию связной речи). Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др. Игры типа «Чудесный мешочек», Картотека пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития мелкой и крупной моторики. Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера.
Физическое направление развития детей
Центр двигательной активности.
Иллюстрации, картинки по гигиене. Сборники с потешками, стихами о культурно – гигиенических навыках. Настольно-печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания тела в чистоте. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др. Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности. Для укрепления здоровья детей – корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Скакалки. Мячи. Обручи. Вертушки. Атрибуты для подвижных игр (шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов). Массажные коврики и ребристые дорожки. Кольцеброс. Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности. Альбомы о видах спорта (по сезону). Дидактические игры о спорте, основам безопасности жизнедеятельности. Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья. Картотека пословиц и поговорок.
Художественно-эстетическое направление развития детей
Центр продуктивной деятельности.
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества. Наличие образцов рисования, лепки, вырезания. Детские рисунки. Тематические выставки всей группы. Наличие картин для оформление интерьера группы. Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей, ножницы. Познавательная и художественная литература. Обводки, трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами. Раскраски с разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный – короткий и т.д.). Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры. Цветные карандаши. Пластилин.
Центр музыкально-художественной деятельности.
Ширма для проведения спектаклей. Театральная костюмерная. Различные виды театров: настольный би-ба-бо, театр варежек, пальчиковый театр и др. Иллюстрации к песням. Музыкально – дидактические игры. Портреты композиторов. Детские музыкальные инструменты. Шумелки. Музыкально-дидактические игры. Художественная литература. Магнитофон. Аудио кассеты, CD-диски (песенки, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»).
Социально-личностное направление развития детей
Центр игровой деятельности.
Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт», «Профессии». Фотоальбомы с фотографиями помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня, воспитатель), участков детского сада. Иллюстрации или сюжетные картинки по теме «Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин» ит.д.. Настольно – печатные игры на развитие эмоций. Русские народные сказки по возрасту. Сборники стихов А.Барто, О.Высотской, Б.Заходера и т.д. Фотографии семьи. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов. Предметы-заместители к играм. Дидактические и настольно-печатные игры. Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры по ОБЖ. Художественный материал, бросовый материал, ткань для изготовления атрибутов сюжетно–ролевых игр, макетов города, гор и т.д.
Центр продуктивной деятельности.
Альбомы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», домашние (дикие) животные. Альбомы с природой России, Урала. Разнообразный природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки и т.д.). Иллюстрации, репродукции животных, природы в разное время года В.Сутеева, Е. Чарушина. Наличие комнатных растений. Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, да лучше). Уголок природы, центр детского экспериментирования. Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д. Огород на подоконнике. Схемы способов ухода за растениями. Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в разное время года.
Центр познавательно-исследовательской деятельности.
Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности. Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности. Макеты, перекрестки с разным расположением дорог, микрорайон детского сада Наборы разных видов машин, дорожных знаков. Иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная литература. Художественная литература о правилах поведения окружающей действительности.
Характеристика прогулочных участков
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. На территории ДОУ имеется футбольное поле, спортивно-игровой комплекс.
В зимнее время на спортивной площадке устанавливается деревянная горка, на участках строятся снежные постройки. На спортивной площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. По периметру территории установлено ограждение, имеющее центральные ворота и калитку.
Характеристика информационно-методического обеспечения
ДОУ обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой.
В каждой группе есть необходимый методический материал, программное обеспечение, методическая литература для организации работы с детьми.
Весь методический материал систематизирован и распределен в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. В методическом кабинете сосредоточен необходимый информационный материал (нормативно-правовые документы, педагогическая и методическая литература, представлены передовые технологии, материалы педагогического опыта, материалы методической работы ДОУ и т.д.).
Характеристика условий питания и медицинского обслуживания
В комплексе с другими здоровьесберегающими факторами питание является основой для физического и нервно-психического развития детей, повышения сопротивляемости организма к заболеваниям.
Основными принципами организации рационального питания детей в МКДОУ является:
- обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма;
- соблюдение определенного режима питания;
- выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
- а также создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей.
При организации детского питания в МКДОУ большое значение уделяется правильному составлению меню. Важно также правильное распределение различных продуктов в течение суток, а также калорийность питания, что осуществляется при помощи примерного перспективного десятидневного меню, на основе которого медицинским работником составляется ежедневное меню.
Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, строгого соблюдения правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки, позволяющей приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд. С этой целью в МКДОУ создана картотека блюд - технологические карты.
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание. В группе создана спокойная обстановка, ничто не отвлекает внимание детей во время еды. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества вызывают положительные эмоции у детей.
На основе примерного перспективного десятидневное меню медицинским работником составляется ежедневное меню на неделю вперед, что обеспечивает:
- правильное сочетание блюд в рационе
- разнообразие в диете, и повышение усвоения отдельных продуктов;
- распределение калорийности питания в течение суток;
- строгое соответствие объема пищи возрасту ребенка, то есть, пища удовлетворяет не только потребностям растущего организма и вызывает чувство насыщения, но и соответствует возрастной емкости желудка. Объемы разовых порций и суточный объем пищи нормированы для детей каждой возрастной группы;
-оказание помощи родителям в составлении меню для питания детей дома.
Особое внимание уделяется организации режима питания:
- режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание,
- график выдачи пищи по группам составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу;
- правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита.
В МКДОУ создана картотека технологий приготовления блюд, которая обеспечивает:
- сбалансированность и разнообразие рациона;
- соблюдение правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки
Эстетические и культурно-гигиенические условия развития детей обеспечивают:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы для приема пищи;
- сервировку стола, эстетику, а также внешний вид готовых блюд, что способствуют поддержанию хорошего аппетита у детей, создает положительное отношение к еде и вызывает желание сесть за стол;
- привитие дошкольникам вкуса к здоровой и полезной пище. Каждый прием пищи используется как благоприятный момент для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Во время еды воспитатель обучает детей правильно сидеть за столом, пользоваться приборами. Как правило, у детей всегда есть любимые и нелюбимые блюда, причем зачастую нелюбимые являются наиболее полноценными и питательными, которые нежелательно исключать из рациона. Настороженно дети относятся к незнакомым блюдам. Задача воспитателя – привить дошкольникам вкус к здоровой и полезной пище, объясняя детям пользу блюда, подать его красиво оформленным.
Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Для того чтобы питание не было однообразным, знакомим родителей с ежедневным меню. Во время бесед с родителями подчеркивается целесообразность приучения ребенка к любой полезной для него пище.
Работа по организации питания и контроля за ним требует теоретических знаний, знаний нормативно-инструктивных документов и умения воспитывать у работников бережное, заботливое отношение к питанию детей – источник их здоровья, бодрого настроения.
Информационные ресурсы
Компьютерами оснащены кабинеты: заведующего (с выходом в интернет), методический кабинет (с выходом в интернет), завхоз, медицинский кабинет. Доступ воспитанников МКДОУ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям отсутствует.